ҚР МҚІжСЖҚІҚ Агенттігінің төрағасы Алик Жатқамбайұлы Шпекбаевтың хабарламасы
Өткен жылы біздің негізгі күшіміз Елбасымыздың «100 нақты қадам» Ұлт жоспарында бірілген тапсырмаларды сапалы атқаруға бағытталған болатын.Бүгінгі күні біз Ұлт жоспарының алғашқы бағытының 15 қадамынан 13-ін сәтті іске асырдық.Мемлекет басшысының Жолдауы еліміздің 2025 жылға дейінгі стратегиялық даму жоспары, мемлекеттік қызмет және жемқорлыққа қарсы іс-қимыл туралы ұлттық баяндамалар мен мемлекеттік аппараттың одан әрі даму басымдылықтары айқындылды.
Басты бағыт – қалыптасқан кәсіби стратегиялық мемлекеттік қызметтен инновациялыққа ауысу бойынша негізгі міндет.
Мемлекет басшысы өзінің жыл сайынғы Жолдауында атап өткендей, Қазақстанда табысты жұмыс істеп келе жатқан сауда экономика моделі қалыптасты.
Өткен жылдан бастап «Цифрлық Қазақстан» бағдарламасына бастама берген Еліміздің Үшінші жаңғыруы іске асырылуда.
Жаһандық экономикалық дағдарысқа қарамастан, қазіргі таңда мемлекеттік саясаттың стратегиялық бағытын тиімді іске асыру нәтижесінде, жалпы ішкі өнім 4,1 (төртте бір) пайызға (2016 жылғы 1% салыстырғанда) өсуіне қол жеткіздік.
Оған сыбайлас жемқорлық шараларын қабылдау едәуір ықпал етті. Сыбайлас жемқорлық деңгейінің төмендеуі мен жалпы ішкі өнімнің өсуі арасындағы байланыстыру халықаралық валюта қорымен белгіленеді.
Сыбайлас жемқорлықтан еркін, құқықтық мемлекетке ауысу шеңберінде азаматтарды және бизнесті сенімді құқықтық қорғауды қамтамасыз ету, сондай-ақ, мемлекеттік көрсетілетін қызметтің цифрлық саласына максималды жағымды әлеуметтік-экономикалық және инвестициалық ахуалды қалыптастыру қажет.
***
Последовательно реализуя поручения Главы государства, мы сформировали профессионально-стратегический государственный аппарат.
Нашей следующей амбициозной задачей является переход к инновационной государственной службе, ключевая составляющая которой – качество человеческого капитала.
Совершенствуются подходы по отбору и найму госслужащих. Так, внедрена практика обязательного написания эссе для управленческого блока.
Введены практико-ориентированные программы обучения в Академии государственного управления, разработанные в партнерстве с топовыми ВУЗами мира. Создана единая система обучения госслужащих с центром в Академии и ее филиалами в регионах. Реализуется проект «Цифровая Академия».
С целью дальнейшей профессионализации и мотивации государственных служащих на базе четырех органов в пилотном режиме апробируется система оплаты труда на основе факторно-балльной шкалы.
Уже сегодня в этих органах сотрудники получают за свою работу в среднем в два раза больше, чем раньше. По результатам эффективности работы за год бонусы составят от 4 окладов и выше.
Мы перешли к активной фазе реализации данного направления. Уже сегодня промежуточные итоги демонстрируют положительную кадровую динамику и рост конкуренции.
Отток кадров в трех пилотных органах (Агентство, Акиматы г.Астаны и Мангистауской области) снизился в 2 раза, конкурс на одно место вырос в 3 раза.
А в Министерстве юстиции сменяемость сведена к минимуму и отмечается 2-кратный рост приема сотрудников с зарубежным образованием, что увеличило на 6% количество служащих, владеющих английским языком.
Переход на новую систему оплаты труда запустил трансформационные процессы.
Многие из вас прекрасно знают принцип Парето, когда 80% всей работы в организации выполняют 20% сотрудников. Думаю, что это соотношение в какой-то мере справедливо и для государственной службы.
Полгода назад преимущественно за счет вакансий мы оптимизировали штатную численность центрального аппарата Агентства на 30%, в территориальных подразделениях – на 10%, этот уровень планируется довести до 20%. Принятые меры на центральном уровне позволили дополнительно увеличить зарплаты сотрудников до 60%.
Хотел бы особо отметить, что сегодня тренд на оптимизацию задан лично Президентом.
Несмотря на проводимую оптимизацию, работа в Агентстве не остановилась, а стала ощутимо эффективней благодаря экономической мотивации. Теперь каждый ориентирован на достижение конкретных результатов в кратчайшие сроки.
Создали Общий центр обслуживания по кадровому делопроизводству. Следующие шаги – это централизация госзакупок и юридической службы.
В результате сокращено 147 кадровых единиц. Ежегодная экономия составит свыше 432 миллиона тенге.
Сэкономленные средства руководители госорганов вправе использовать для повышения заработной платы работников за счет надбавок, направленных на стимулирование продуктивного и честного труда (ст. 53 Бюджетного кодекса).
В целом, на сегодня по стране в подведомственных организациях задействовано 1,5 млн. человек, с фондом оплаты труда в 2 трлн. тенге. В Правительстве прорабатывается вопрос по их оптимизации и консолидации.
Применяемые меры вкупе позволят поэтапно перейти на новую систему оплаты труда путем изыскания внутренних резервов.
Сейчас мы прорабатываем вопрос расширения права по оптимизации административных расходов, а также штата и стоимости услуг подведомственных организаций.
Руководители будут обязаны обучить и трудоустроить высвобождаемых сотрудников.
***
В странах ОЭСР, помимо конкурентоспособной заработной платы служащим предоставляется солидный социальный пакет.
С целью повышения привлекательности государственного аппарата, как работодателя, нами прорабатывается вопрос по усилению социального обеспечения служащих.
В настоящее время, изучается введение льготного жилищного и пенсионного обеспечения, создания условий для оздоровления.
Нами в Алматинской области практически решен вопрос обеспечения жильем своих сотрудников. Завершается строительство 2 многоквартирных домов (60 квартир и 40 квартир).
В г.Астане и Акмолинской области дан старт аналогичным проектам. Другим регионам следует последовать примеру своих коллег.
Также необходимо активно использовать потенциал инициативы Главы государства «7-20-25», которая предоставляет возможность приобретения жилья на льготных условиях.
Еще один проект Агентства – установление гибкого графика рабочего времени. Для сотрудников, имеющих детей, которых ежедневно необходимо отвозить в сады и школы, рабочий день начинается в 9.30 утра. Также две трети служащих изъявили желание увеличить время обеденного перерыва. Для них рабочий день заканчивается на полчаса позже – в 19.00 часов.
Подобные подходы применяются в других государственных органах (МИР). В случае положительной апробации проекта, он будет ретранслирован на государственную службу.
***
В контексте идеи Главы государства «Рухани жаңғыру» государственными служащими реализован ряд социальных проектов в рамках инициативы «добрых дел», о которых вы знаете. В их основе, заложен девиз «наш долг – служение народу».
Я хотел бы акцентировать внимание на благотворительном забеге «Алға басу – движение вперед». По всей стране государственные служащие направили более 11 миллионов тенге фонду «Добровольное общество «Милосердие».
Деятельность проектной команды «Өзгерістерді өзіңнен баста» находится на особом контроле.
Коллеги, ежедневно выполняя свою работу помните, что вы, в первую очередь, служите народу.
Надо с душой относиться к делу!
***
Немаловажный приоритет – обеспечение качественного оказания услуг населению.
В целях построения сервисного государства продолжается масштабная автоматизация государственных услуг и интеграция баз данных госорганов.
Благодаря активной совместной работе с Правительством, интеграция с порталом «электронного правительства» возросла на 15% за полугодие (в целом 27%, 107 систем из более 400), в то время как в течении предыдущих 10 лет (с 2008 года по 2017 год) она составила лишь 12% (50 систем).
В результате, сегодня 78% (73% в 2017 году) госуслуг оказываются в электронной форме и через Госкорпорацию «Правительство для граждан», что привело к сокращению бытовой коррупции в этой сфере более чем на две трети.
Серьезный импульс этому придает государственная программа «Цифровой Казахстан». Наш вклад в ее реализацию – дальнейшее форсирование перевода госуслуг в электронный формат.
Количество допускаемых нарушений государственными органами сократилось в 8 раз за последние два года (с 800 тыс. в 2016 году до 100 тыс. в первом полугодии текущего года), в том числе, более чем в 4 раза несоблюдения сроков оказания госуслуг (2016 год – 13,4 тыс. фактов, 2017 год – 3,1 тыс. фактов).
В целях исключения коллизий интерпретации (между отдельными правовыми актами выявлено порядка 180 несоответствий, правила и регламентов, дублируют друг друга на 60%) и упрощения процесса оказания госуслуг Агентством внесены конкретные предложения по внедрению единого стандарта госуслуги. Данный вопрос прорабатывается совместно с Министерством информации и коммуникаций.
***
Сегодня ключевую роль в обеспечении этики госслужащих играют Советы и уполномоченные по этике. Акцент в их деятельности полностью смещен на профилактику этических нарушений, защиту прав и интересов государственных служащих и формирование позитивного морально-психологического климата.
Институт уполномоченных по этике доказал свою состоятельность. Это подтверждается более чем десятикратным ростом количества обращений в их адрес за последние два года (в 2016 году - 445 граждан, в 2017 году - 3461, в 1 полугодии 2018 года - 6491). Количество проверок возросло на 40% в сравнении с прошлым годом с связи с увеличением количества обращений граждан. Это свидетельствует о повышении доверия населения, а также увеличении доли граждан, готовых сообщить о неэтичном поведении госслужащих.
***
В свете поручений Главы государства продолжена системная работа по превенции коррупции. Запущенные в пилотном режиме новые инструменты её профилактики доказали свою эффективность.
Внедрение проектного менеджмента в госуправлении стало своевременным решением имеющихся проблем. Активно работают три проектных офиса, наработанный опыт будет распространен на всю Республику.
Во главе угла – широкое вовлечение гражданского общества в противодействии коррупции, защита прав граждан, предпринимателей и иностранных инвесторов.
Программа антикоррупционного сопровождения инвесторов вызвала позитивный резонанс среди бизнес-сообщества. Мы наблюдаем значительный
интерес крупных инвесторов и зарубежных экспертов. За неполный месяц с запуска инициативы, антикоррупционным сопровождением удалось охватить 20 инвест-проектов на сумму более 750 миллиардов тенге.
Данную практику мы намерены внедрить во всех регионах страны. Таким образом, Агентство значительно увеличит свой вклад в экономическое развитие нашего государства и рост ВВП.
Ни у кого не должно остаться иллюзий касательно решимости Агентства жестко пресекать любые коррупционные проявления. В частности, это касается формирования в Казахстане благоприятного бизнес-климата.
Даже малейшее незаконное вмешательство, затягивание сроков или иные бюрократические «приемы» будут расцениваться как вызов действующей антикоррупционной политике. Личные интересы должностных лиц, принимающих управленческие решения, не могут и не должны противоречить государственным.
Сегодня нами пересмотрены подходы к оценке результатов работы территориальных Департаментов в сфере превенции коррупции. Мы сместили ориентиры с процессов на достижение конкретных результатов.
Нам важно сколько людей мы смогли защитить от негативного воздействия коррупционных проявлений, разрушая при этом наработанные преступные схемы.
Искоренение бытовой коррупции, как и прежде, остается одной из ключевых задач Агентства.
В ближайшее время в рамках проекта «Саналы ұрпақ» будут внедрены разработанные нами антикоррупционные стандарты в высших учебных заведениях страны.
Все проводимые мероприятия осуществляются в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества. Выстроенный сегодня диалог будет и дальше развиваться в конструктивном русле. Серьезное внимание уделяется проекту «Карта общественного контроля», направленного на обеспечение гражданского контроля за целевым использованием бюджетных средств, в том числе на четвертом уровне бюджета.
Особую роль играют Специальные мониторинговые группы, ценностью которых являются неравнодушные граждане. Они по праву заслужили доверие общества.
Необходимо сосредоточить усилия Агентства на реализацию рекомендаций Стамбульского плана действий ОЭСР. В частности, криминализация обещания/предложения взятки, установление уголовной ответственности за незаконное обогащение посредством введения всеобщего декларирования расходов.
Мы должны выработать твердый иммунитет и нулевую терпимость общества к коррупции посредством развития духовно-нравственных устоев, в тоже самое время принимать меры по повышению доверия граждан.
Басты бағыт – қалыптасқан кәсіби стратегиялық мемлекеттік қызметтен инновациялыққа ауысу бойынша негізгі міндет.
Мемлекет басшысы өзінің жыл сайынғы Жолдауында атап өткендей, Қазақстанда табысты жұмыс істеп келе жатқан сауда экономика моделі қалыптасты.
Өткен жылдан бастап «Цифрлық Қазақстан» бағдарламасына бастама берген Еліміздің Үшінші жаңғыруы іске асырылуда.
Жаһандық экономикалық дағдарысқа қарамастан, қазіргі таңда мемлекеттік саясаттың стратегиялық бағытын тиімді іске асыру нәтижесінде, жалпы ішкі өнім 4,1 (төртте бір) пайызға (2016 жылғы 1% салыстырғанда) өсуіне қол жеткіздік.
Оған сыбайлас жемқорлық шараларын қабылдау едәуір ықпал етті. Сыбайлас жемқорлық деңгейінің төмендеуі мен жалпы ішкі өнімнің өсуі арасындағы байланыстыру халықаралық валюта қорымен белгіленеді.
Сыбайлас жемқорлықтан еркін, құқықтық мемлекетке ауысу шеңберінде азаматтарды және бизнесті сенімді құқықтық қорғауды қамтамасыз ету, сондай-ақ, мемлекеттік көрсетілетін қызметтің цифрлық саласына максималды жағымды әлеуметтік-экономикалық және инвестициалық ахуалды қалыптастыру қажет.
***
Последовательно реализуя поручения Главы государства, мы сформировали профессионально-стратегический государственный аппарат.
Нашей следующей амбициозной задачей является переход к инновационной государственной службе, ключевая составляющая которой – качество человеческого капитала.
Совершенствуются подходы по отбору и найму госслужащих. Так, внедрена практика обязательного написания эссе для управленческого блока.
Введены практико-ориентированные программы обучения в Академии государственного управления, разработанные в партнерстве с топовыми ВУЗами мира. Создана единая система обучения госслужащих с центром в Академии и ее филиалами в регионах. Реализуется проект «Цифровая Академия».
С целью дальнейшей профессионализации и мотивации государственных служащих на базе четырех органов в пилотном режиме апробируется система оплаты труда на основе факторно-балльной шкалы.
Уже сегодня в этих органах сотрудники получают за свою работу в среднем в два раза больше, чем раньше. По результатам эффективности работы за год бонусы составят от 4 окладов и выше.
Мы перешли к активной фазе реализации данного направления. Уже сегодня промежуточные итоги демонстрируют положительную кадровую динамику и рост конкуренции.
Отток кадров в трех пилотных органах (Агентство, Акиматы г.Астаны и Мангистауской области) снизился в 2 раза, конкурс на одно место вырос в 3 раза.
А в Министерстве юстиции сменяемость сведена к минимуму и отмечается 2-кратный рост приема сотрудников с зарубежным образованием, что увеличило на 6% количество служащих, владеющих английским языком.
Переход на новую систему оплаты труда запустил трансформационные процессы.
Многие из вас прекрасно знают принцип Парето, когда 80% всей работы в организации выполняют 20% сотрудников. Думаю, что это соотношение в какой-то мере справедливо и для государственной службы.
Полгода назад преимущественно за счет вакансий мы оптимизировали штатную численность центрального аппарата Агентства на 30%, в территориальных подразделениях – на 10%, этот уровень планируется довести до 20%. Принятые меры на центральном уровне позволили дополнительно увеличить зарплаты сотрудников до 60%.
Хотел бы особо отметить, что сегодня тренд на оптимизацию задан лично Президентом.
Несмотря на проводимую оптимизацию, работа в Агентстве не остановилась, а стала ощутимо эффективней благодаря экономической мотивации. Теперь каждый ориентирован на достижение конкретных результатов в кратчайшие сроки.
Создали Общий центр обслуживания по кадровому делопроизводству. Следующие шаги – это централизация госзакупок и юридической службы.
В результате сокращено 147 кадровых единиц. Ежегодная экономия составит свыше 432 миллиона тенге.
Сэкономленные средства руководители госорганов вправе использовать для повышения заработной платы работников за счет надбавок, направленных на стимулирование продуктивного и честного труда (ст. 53 Бюджетного кодекса).
В целом, на сегодня по стране в подведомственных организациях задействовано 1,5 млн. человек, с фондом оплаты труда в 2 трлн. тенге. В Правительстве прорабатывается вопрос по их оптимизации и консолидации.
Применяемые меры вкупе позволят поэтапно перейти на новую систему оплаты труда путем изыскания внутренних резервов.
Сейчас мы прорабатываем вопрос расширения права по оптимизации административных расходов, а также штата и стоимости услуг подведомственных организаций.
Руководители будут обязаны обучить и трудоустроить высвобождаемых сотрудников.
***
В странах ОЭСР, помимо конкурентоспособной заработной платы служащим предоставляется солидный социальный пакет.
С целью повышения привлекательности государственного аппарата, как работодателя, нами прорабатывается вопрос по усилению социального обеспечения служащих.
В настоящее время, изучается введение льготного жилищного и пенсионного обеспечения, создания условий для оздоровления.
Нами в Алматинской области практически решен вопрос обеспечения жильем своих сотрудников. Завершается строительство 2 многоквартирных домов (60 квартир и 40 квартир).
В г.Астане и Акмолинской области дан старт аналогичным проектам. Другим регионам следует последовать примеру своих коллег.
Также необходимо активно использовать потенциал инициативы Главы государства «7-20-25», которая предоставляет возможность приобретения жилья на льготных условиях.
Еще один проект Агентства – установление гибкого графика рабочего времени. Для сотрудников, имеющих детей, которых ежедневно необходимо отвозить в сады и школы, рабочий день начинается в 9.30 утра. Также две трети служащих изъявили желание увеличить время обеденного перерыва. Для них рабочий день заканчивается на полчаса позже – в 19.00 часов.
Подобные подходы применяются в других государственных органах (МИР). В случае положительной апробации проекта, он будет ретранслирован на государственную службу.
***
В контексте идеи Главы государства «Рухани жаңғыру» государственными служащими реализован ряд социальных проектов в рамках инициативы «добрых дел», о которых вы знаете. В их основе, заложен девиз «наш долг – служение народу».
Я хотел бы акцентировать внимание на благотворительном забеге «Алға басу – движение вперед». По всей стране государственные служащие направили более 11 миллионов тенге фонду «Добровольное общество «Милосердие».
Деятельность проектной команды «Өзгерістерді өзіңнен баста» находится на особом контроле.
Коллеги, ежедневно выполняя свою работу помните, что вы, в первую очередь, служите народу.
Надо с душой относиться к делу!
***
Немаловажный приоритет – обеспечение качественного оказания услуг населению.
В целях построения сервисного государства продолжается масштабная автоматизация государственных услуг и интеграция баз данных госорганов.
Благодаря активной совместной работе с Правительством, интеграция с порталом «электронного правительства» возросла на 15% за полугодие (в целом 27%, 107 систем из более 400), в то время как в течении предыдущих 10 лет (с 2008 года по 2017 год) она составила лишь 12% (50 систем).
В результате, сегодня 78% (73% в 2017 году) госуслуг оказываются в электронной форме и через Госкорпорацию «Правительство для граждан», что привело к сокращению бытовой коррупции в этой сфере более чем на две трети.
Серьезный импульс этому придает государственная программа «Цифровой Казахстан». Наш вклад в ее реализацию – дальнейшее форсирование перевода госуслуг в электронный формат.
Количество допускаемых нарушений государственными органами сократилось в 8 раз за последние два года (с 800 тыс. в 2016 году до 100 тыс. в первом полугодии текущего года), в том числе, более чем в 4 раза несоблюдения сроков оказания госуслуг (2016 год – 13,4 тыс. фактов, 2017 год – 3,1 тыс. фактов).
В целях исключения коллизий интерпретации (между отдельными правовыми актами выявлено порядка 180 несоответствий, правила и регламентов, дублируют друг друга на 60%) и упрощения процесса оказания госуслуг Агентством внесены конкретные предложения по внедрению единого стандарта госуслуги. Данный вопрос прорабатывается совместно с Министерством информации и коммуникаций.
***
Сегодня ключевую роль в обеспечении этики госслужащих играют Советы и уполномоченные по этике. Акцент в их деятельности полностью смещен на профилактику этических нарушений, защиту прав и интересов государственных служащих и формирование позитивного морально-психологического климата.
Институт уполномоченных по этике доказал свою состоятельность. Это подтверждается более чем десятикратным ростом количества обращений в их адрес за последние два года (в 2016 году - 445 граждан, в 2017 году - 3461, в 1 полугодии 2018 года - 6491). Количество проверок возросло на 40% в сравнении с прошлым годом с связи с увеличением количества обращений граждан. Это свидетельствует о повышении доверия населения, а также увеличении доли граждан, готовых сообщить о неэтичном поведении госслужащих.
***
В свете поручений Главы государства продолжена системная работа по превенции коррупции. Запущенные в пилотном режиме новые инструменты её профилактики доказали свою эффективность.
Внедрение проектного менеджмента в госуправлении стало своевременным решением имеющихся проблем. Активно работают три проектных офиса, наработанный опыт будет распространен на всю Республику.
Во главе угла – широкое вовлечение гражданского общества в противодействии коррупции, защита прав граждан, предпринимателей и иностранных инвесторов.
Программа антикоррупционного сопровождения инвесторов вызвала позитивный резонанс среди бизнес-сообщества. Мы наблюдаем значительный
интерес крупных инвесторов и зарубежных экспертов. За неполный месяц с запуска инициативы, антикоррупционным сопровождением удалось охватить 20 инвест-проектов на сумму более 750 миллиардов тенге.
Данную практику мы намерены внедрить во всех регионах страны. Таким образом, Агентство значительно увеличит свой вклад в экономическое развитие нашего государства и рост ВВП.
Ни у кого не должно остаться иллюзий касательно решимости Агентства жестко пресекать любые коррупционные проявления. В частности, это касается формирования в Казахстане благоприятного бизнес-климата.
Даже малейшее незаконное вмешательство, затягивание сроков или иные бюрократические «приемы» будут расцениваться как вызов действующей антикоррупционной политике. Личные интересы должностных лиц, принимающих управленческие решения, не могут и не должны противоречить государственным.
Сегодня нами пересмотрены подходы к оценке результатов работы территориальных Департаментов в сфере превенции коррупции. Мы сместили ориентиры с процессов на достижение конкретных результатов.
Нам важно сколько людей мы смогли защитить от негативного воздействия коррупционных проявлений, разрушая при этом наработанные преступные схемы.
Искоренение бытовой коррупции, как и прежде, остается одной из ключевых задач Агентства.
В ближайшее время в рамках проекта «Саналы ұрпақ» будут внедрены разработанные нами антикоррупционные стандарты в высших учебных заведениях страны.
Все проводимые мероприятия осуществляются в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества. Выстроенный сегодня диалог будет и дальше развиваться в конструктивном русле. Серьезное внимание уделяется проекту «Карта общественного контроля», направленного на обеспечение гражданского контроля за целевым использованием бюджетных средств, в том числе на четвертом уровне бюджета.
Особую роль играют Специальные мониторинговые группы, ценностью которых являются неравнодушные граждане. Они по праву заслужили доверие общества.
Необходимо сосредоточить усилия Агентства на реализацию рекомендаций Стамбульского плана действий ОЭСР. В частности, криминализация обещания/предложения взятки, установление уголовной ответственности за незаконное обогащение посредством введения всеобщего декларирования расходов.
Мы должны выработать твердый иммунитет и нулевую терпимость общества к коррупции посредством развития духовно-нравственных устоев, в тоже самое время принимать меры по повышению доверия граждан.