Толқын Tolqyn.kz ақпараттық агенттігі
» » БЖЗҚ мәлімдейді

БЖЗҚ мәлімдейді

«5 сауал» атты дәстүрлі айдарымызды жалғастыра отырып, сіздердің назарларыңызға келесі ақпаратты ұсынамыз.
1. Салымшы (алушы) ЖЗШ-ның жай-күйі туралы ақпаратты қандай жиілікпен ала алады?
БЖЗҚ салымшыға (алушыға) оның зейнетақы жинақтары туралы ақпаратты кем дегенде жылына бір рет, сондай-ақ оның сұрауы бойынша кез-келген күні, төлемақы ұстамай, яғни тегін беруі тиіс. Сонымен қатар, оның зейнетақы жинақтары туралы ақпаратқа электрондық және басқа да хабарландыру әдістеріне қолжетімділігін қамтамасыз етуге міндетті.
Зейнетақы жинақтары туралы ақпарат салымшыға (алушыға) ол таңдаған хабарландыру әдісімен жүргізіледі. Бұл үшін алушы (салымшы) келесі хабарландыру әдістерінің бірін таңдауы тиіс:
- БЖЗҚ офисіне жеке өзі келген жағдайда немесе Интернет арқылы байланысқа шыққан болса, салымшылардың (алушылардың) ақпаратты қанша рет сұратуына шек қойылмаған ;
- ЖЗШ ашуға жазылған арыздың реквизиттерінде немесе ақпараттандыру әдісін өзгерту/таңдау туралы қосымша келісімде көрсетілген электрондық поштаның мекен-жайына ақпарат таңдалып алынған әдіс бойынша (ай сайын, тоқсан сайын, жарты жылда, бір жылда) бір мәрте;
- пошта байланысы арқылы – жылына бір мәрте;
- интернет-ақпараттандыру – онлайн режимінде; ақпараттандырудың бұл әдісі арқылы жеке зейнетақы шоты бойынша enpf.kz сайтындағы жеке кабинет арқылы ғана емес, смартфондар мен планшеттерге арналған ENPF мобильді қосымшасы арқылы да ақпарат алуға болады. Сонымен қатар, жеке зейнетақы шоты туралы электрондық үкіметтің сайтындағы «Әлеуметтік қамсыздандыру» -- «БЖЗҚ-ның зейнетақы шотынан үзінді-көшірме» бөлімінен ҚР электрондық үкімет порталында тіркеліп, электрондық сандық қолтаңба (ЭСҚ) болған жағдайда алуға болады.
2. Салымшы (алушы) мекен-жайы өзгерген жағдайда бұл туралы БЖЗҚ-ын ескертуге міндетті ме?
2013 жылдың 21 маусымында қабылданған № 105-V «ҚР зейнетақымен қамтамасыз ету туралы» Заңының 39 бабы 4 тармағы 1) тармақшасына сәйкес, міндетті зейнетақы жарналары, міндетті кәсіби зейнетақы жарналарының салымшылары мен БЖЗҚ-ның алушылары Қазақстан Республикасының Үкіметі бекіткен тәртіпке сай БЖЗҚ-ны Қор міндеттемелерін орындауға ықпал ететін барлық өзгерістер туралы бұл өзгерістер туындаған сәттен бастап, он күнтізбелік күн ішінде ескертуі тиіс.
Бұған салымшы тиісті хабарландыру тәсілін таңдаған болса, электрондық және пошта мекен-жайын өзгерту жатады.
1) Зейнетақымен қамтамасыз ету келісім-шартта көрсетілген пошта мекен-жайының өзгергені туралы, егер Сіз «пошта арқылы» деген зейнетақы салымдары туралы хабарландыру тәсілін таңдаған болсаңыз, БЖЗҚ-на жеке өзіңіз барып немесе пошта байланысы арқылы, аты—жөніңіз, тегіңіз, туған жыл, ай-күніңіз, жеке идентификациялық номеріңіз (ЖИН) көрсетілген, жеке куәлігіңіздің көшірмесі салынған хабарлама арқылы ескерте аласыз.
2) Зейнетақымен қамтамасыз ету туралы келісім-шартта немесе ақпараттандыру әдісін белгілеу/өзгерту туралы қосымша келісімде ақпараттандыру әдісі ретінде «электрондық пошта (e-mail)» деп көрсеткен болсаңыз, осы электрондық мекен-жай өзгерген жағдайда, бұл туралы Қорды ескертуіңіз керек. Көңіл аударатын жәйт, Сіз электрондық мекен-жайыңыздың өзгергені туралы тек ЖЗБҚ офисіне өзіңіз барып қана ескертуіңізге болады.
Егер салымшы (алушы) өткен жылдың 31 желтоқсанына дейін тұрғылықты мекен-жайын өзгертіп, бұл туралы Қорды ескертпеген болса, 2017 жылға пошта арқылы жіберілген үзінді-көшірме БЖЗҚ-ға қайтып келеді. Сонымен қатар, қолданыстағы заңға сәйкес, БЖЗҚ келесі жылы үзінді-көшірмені пошта арқылы жөнелтпеуге құқылы.
Егер ағымдағы жылдың 1 қаңтарына салымшының (алушының) тиісті жылдың 1 қаңтарына ЖЗШ-да қаржысы болмаса немесе оны хабарландыру әдісі туралы тиісті келісім жасалмаса, БЖЗҚ оны зейнетақы жинақтау шотының жай-күйі туралы хабарландырмауға құқылы. БЖЗҚ мамандары салымшыларға өздерінің жеке мәліметтерін жаңартып, және/немесе хабарландырудың жаңа тәсілін таңдау үшін Қордың жеке қызмет көрсету орталықтарына баруға кеңес береді.
3. БЖЗҚ офисіне бармай –ақ реквизиттердегі мекен-жайды өзгертуге бола ма?
БЖЗҚ 2017 жылы өзінің электрондық қызмет көрсету жүйесін кеңейтіп, салымшыларға Қор сайтындағы жеке кабинеті арқылы реквизиттеріне өзгеріс енгізуге мүмкіндік берді. Енді БЖЗҚ-ың автоматтандырылған ақпараттық жүйесінде тіркелген реквизиттердің (жеке куәлік туралы ақпарат, тұрғылықты жердің мекен-жайы, электрондық мекен-жай (e-mail), телефон номерлері) өзектілігін электрондық сандық қолтаңбаның өзекті кілті бар жағдайда өз бетінше тексеріп, қажет жағдайда өзгерістер және (немесе) түзетулер енгізуге болады. Бұл үшін БЖЗҚ сайтындағы «Электрондық сервистер» атты бөлімге кіріп, «Реквизиттерге өзгерістер және/немесе толықтырулар енгізу» атты электрондық қызметке жүгініп, керекті өзерістерді енгізу қажет.
4. Егер зейнетақы қорымен келісім-шарт жеке куәлік негізінде жасалған болса, ақпараттандыру әдісін өзгерту туралы қосымша
келісімге қол қойған кезде ҚР азаматының төлқұжатын пайдалануға бола ма?
Иә, ҚР азаматының төлқұжатын хабарландыру тәсілін өзгерту/ белгілеу туралы келісімге қол қою үшін пайдалануға болады. Бұл ретте салымшының (алушының) негізгі деректемелерінің сәйкестігі салымшының бұрын жеке басты куәландыратын басқа құжат (әкесінің аты көрсетілген жеке куәлік, тұруға ықтиярхат) беруі салдарынан пайда болған «әкесінің аты» деректемесіндегі алшақтықты есепке алмай-ақ тексеріледі.
5. ЖЗШ-да қалған қаржы мен оның есеп-қисабы туралы Анықтаманы кім талап ете алады?
Зейнетақы жинақтары туралы құпияны зейнетақы жарналарын аударып жүрген салымшыға, алушыға немесе кез-келген үшінші тұлғаға тек салымшының (алушының) Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес рәсімделген жазбаша келісімі арқылы ғана беруге болады.
ЖЗШ-да қалған қаржы және олардың қозғалыстары туралы есеп туралы анықтама:
1) алдын-ала анықтау және алдын-ала тергеу органдарына олардың өндірісіндегі қылмыстық істерге қатысты;
2) соттарға – сот ұйғарымы бойынша олардың өндірісіндегі істерге қатысты;
3) сот орындаушыларына – сот санкциясы бойынша сот орындаушысының қаулысы негізінде олардың өндірісіндегі атқару құжаттары негізінде;
4) мемлекеттік кіріс органдарына – тексеріліп жатқан тұлғаның міндетті зейнетақы жарналарын, міндетті кәсіби зейнетақы жарналарын есептеу, ұстау, төлеу мәселелеріне байланысты;
5) өкілетті органға – салымшының (алушының) арызына немесе өкілетті органның Бірыңғай жинақтаушы зейнетақы қорының, Ерікті жинақтаушы зейнетақы қорының жұмысын тексеруіне байланысты туындаған мәселелерге қатысты;
6) прокурорға - қарауындағы материалға қатысты оның өкілеттігі аясында тексеру жүргізу туралы қаулыға сәйкес;
7) қаржылық мониторинг жөніндегі өкілетті органға – ҚР «Қылмыстық жолмен алынған табыстарды жариялауға және лаңкестікті қаржыландыруға тосқауыл қою туралы» Заңында көрсетілген мақсаттарда және тәріпте;
8) салымшының (алушының) өкілдеріне – нотариалды бекітілген сенімхат немесе сот шешімінің негізінде;
9) Орталыққа – міндетті зейнетақы қорлары, кәсіби міндетті зейнетақы қорлары бойынша салымшылардың (алушылардың) мәліметтер базасын жасау және міндетті зейнетақы жарналары, кәсіби міндетті зейнетақы жарналарының бірыңғай жинақтаушы зейнетақы қорында сақталуын, салымшының зейнетақы төлемдеріне құқын алу сәтіне нақты салымдарының инфляция деңгейін ескере отырып, қамтамасыз ету мақсатында;
10) орталық атқарушы органға – салымшы (алушының) арызына байланысты туындаған мәселелерге орай;
11) бірыңғай жинақтаушы зейнетақы қоры мен ерікті жинақтаушы зейнетақы қорының жұмысына жыл сайын аудит жүргізетін аудиторлық ұйымдарға;
12) Халыққа қызмет ету орталықтарына – салымшыға (алушыға) немесе оның арызы бойынша, олардың өкіліне нотариалды бекітілген сенімхат бойынша немесе сот шешімі бойынша.
Сонымен қатар, жеке зейнетақы шотының бар екендігі туралы, ондағы қалдық пен қаражат қозғалысы туралы анықтама салымшы (алушы) қайтыс болған жағдайда, заң бойынша мұрагерлік құқығы туралы куәлікке сәйкес мұрагер болып табылатын азаматтарға немесе өсиетхатта көрсетілген тұлғаларға олардың жазбаша арызы бойынша, соттарға - олардың өндірісіндегі мұрагерлік туралы істер бойынша беріледі.

Продолжаем нашу традиционную рубрику «5 вопросов» и предлагаем вашему вниманию следующую информацию.
1. Как часто вкладчику (получателю) можно получать информацию о состоянии ИПС?
ЕНПФ обязан предоставлять вкладчику (получателю) информацию о состоянии его пенсионных накоплений не реже одного раза в год, а также по его запросу на любую запрашиваемую дату без взимания платы и обеспечивать электронный и иные способы доступа к информации о его пенсионных накоплениях.
Информация о состоянии пенсионных накоплений предоставляется вкладчику (получателю) в соответствии с выбранным вкладчиком (получателем) способом информирования. В случае выбора способа получения информации:
- при личном обращении в офис ЕНПФ или посредством Интернет связи количество обращений вкладчиков (получателей) неограниченно;
- по электронной почте на адрес, указанный в реквизитах заявления на открытие ИПС, или дополнительного соглашения об изменении/определении способа информирования, информация направляется в зависимости от выбранного графика (ежемесячно, ежеквартально, раз в полугодие, ежегодно);
- посредством почтовой связи – один раз в год;
- интеренет-информирование – в режиме онлайн. Выбрав этот вид информирования, можно получать выписку с индивидуального пенсионного счета не только через личный кабинет на сайте enpf.kz, но и через мобильное приложение ENPF для смартфонов и планшетов. Также получить информацию о состоянии индивидуального пенсионного счета можно на сайте электронного правительства в разделе «Социальное обеспечение» – «Выписка с пенсионного счета в ЕНПФ», при наличии регистрации на портале электронного правительства РК (www.egov.kz) и электронной цифровой подписи (ЭЦП).
2. При изменении адреса места жительства вкладчика (получателя) нужно ли уведомлять об этом ЕНПФ?
В соответствии с пп.1) п.4 ст.39 Закона «О пенсионном обеспечении в РК» № 105-V от 21 июня 2013 года вкладчики обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и получатели из ЕНПФ обязаны в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, сообщать в ЕНПФ обо всех изменениях, влияющих на выполнение обязательств ЕНПФ, в течение десяти календарных дней с даты таких изменений.
К ним относятся изменение электронного и почтового адресов, если выбран соответствующий способ информирования.
1.) Об изменении почтового адреса, указанного в договоре о пенсионном обеспечении, в случае если Вами выбран способ информирования о пенсионных накоплениях «по почте», Вы можете сообщить при личном обращении в ЕНПФ либо посредством службы почтовой связи, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, индивидуального идентификационного номера (ИИН), с обязательным приложением копии удостоверения личности.
2.) Об изменении электронного адреса, указанного в договоре о пенсионном обеспечении либо в соглашении об изменении/определении способа информирования, в случае если Вами выбран способ информирования о пенсионных накоплениях «по электронной почте (e-mail)». При этом обращаем Ваше внимание, что об изменении электронного адреса Вы можете сообщить только при личном обращении в ЕНПФ.
Если вкладчик (получатель) поменял место жительства и до 31 декабря прошлого года не уведомил об этом Фонд, то выписка за 2017 год, направленная по почте, возвращается в ЕНПФ. Кроме того, в этом случае ЕНПФ имеет право, согласно действующему пенсионному законодательству, на следующий год выписку не отправлять.
ЕНПФ не направляет информацию о состоянии пенсионных накоплений вкладчику (получателю) за истекший год, если по состоянию на 1 января текущего года у него отсутствуют средства на ИПС или у него не выбран способ информирования. Специалисты ЕНПФ рекомендуют вкладчикам обратиться в центры персонального обслуживания Фонда для актуализации своих персональных данных и/или выбора нового способа информирования.
3. Можно ли изменить адрес в реквизитах без посещения офиса ЕНПФ?
В 2017 году ЕНПФ расширил свою линейку электронных услуг и вкладчикам (получателям) предоставлена возможность внесения изменений в реквизиты в личном кабинете на сайте фонда. Теперь проверить актуальность своих реквизитов (данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, электронный адрес (e-mail), номера телефонов), зарегистрированных в автоматизированной информационной системе ЕНПФ, и если есть необходимость, самостоятельно внести изменения и (или) дополнения, можно при наличии актуального ключа электронной цифровой подписи. Для этого необходимо зайти на сайт ЕНПФ и в разделе «Электронные сервисы», воспользовавшись электронной услугой «Внести изменения и (или) дополнения в реквизиты» внести необходимые изменения.
4. Если договор с пенсионным фондом заключен на основании удостоверения личности, можно ли использовать паспорт гражданина РК при подписании дополнительного соглашения на изменение способа информирования?
Да, паспорт гражданина РК можно использовать для подписания соглашения об изменении (определении) способа информирования. При этом идентичность основных реквизитов вкладчика (получателя) проверяется без учета расхождения в реквизите «отчество», которое образовалось вследствие того, что ранее вкладчиком был предоставлен другой документ, удостоверяющий его личность (удостоверение личности, вид на жительство, где отчество присутствовало).
5. Кому могут выдаваться Справки об остатках и движении денег на ИПС?
Тайна пенсионных накоплений может быть раскрыта вкладчику, осуществляющему пенсионные взносы, получателю, любому третьему лицу только на основании письменного согласия вкладчика (получателя), оформленного в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.
Справки об остатках и движении денег на ИПС могут выдаваться:
1) органам дознания и предварительного следствия - по находящимся в их производстве уголовным делам;
2) судам - по находящимся в их производстве делам на основании определения суда;
3) судебным исполнителям - по находящимся в их производстве исполнительным документам на основании постановления судебного исполнителя, санкционированного судом;
4) органам государственных доходов - по вопросам, связанным с исчислением, удержанием (начислением) обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов проверяемого лица;
5) уполномоченному органу - по вопросу, возникшему в связи с заявлением вкладчика (получателя) либо в связи с осуществлением им проверки деятельности единого накопительного пенсионного фонда, добровольного накопительного пенсионного фонда;
6) прокурору - на основании постановления о производстве проверки в пределах его компетенции по находящемуся у него на рассмотрении материалу;
7) уполномоченному органу по финансовому мониторингу - в целях и порядке, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
8) представителям вкладчика (получателя) - на основании нотариально удостоверенной доверенности или решения суда;
9) Центру - для формирования базы данных вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и расчета сохранности обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в едином накопительном пенсионном фонде в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты;
10) центральному исполнительному органу - по вопросу, возникшему в связи с заявлением вкладчика (получателя);
11) аудиторским организациям, проводящим ежегодный обязательный аудит единого накопительного пенсионного фонда, добровольного накопительного пенсионного фонда;
12) ЦОНам - для оказания государственных услуг на основании заявления вкладчика (получателя) либо его представителя по нотариально удостоверенной доверенности или решению суда.
Справки о наличии индивидуального пенсионного счета, остатках и движении денег на нем в случае смерти вкладчика (получателя) выдаются по письменному запросу лицам, являющимся наследниками в соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону или указанным в завещании, либо судам на основании определения по находящимся в их производстве наследственным делам.)
12 қаңтар 2018 ж. 1 131 0